МБОУ "СОШ с.Корсаковка"
Школьное самоуправление

Меню сайта

Поиск

Друзья сайта

Приветствую Вас, Гость · RSS 25.09.2018, 06:42

29 ноября 2017 года в школе прошли выборы лидеров ученического самоуправления.  И это не просто игра – вся процедура подчинена определенным правилам, а документация аналогична избирательному законодательству Российской Федерации. Школьники составляют предвыборные программы. 

По словам председателя школьной избирательной комиссии Гирянской А.Л. выборы прошли без нарушений и признаны действительными.

Протокол 

 

Уважаемые коллеги, учителя, классные руководители! По вашей просьбе создана отдельная страничка в помощь по организации и развитию ученического самоуправления. 


       Создание воспитательных систем в общеобразовательных учреждениях является основной из задач, поставленной Программой развития воспитания в системе образования, утвержденной Министерством образования Российской Федерации. Для реализации этой программы, в первую очередь, требуется привести в надлежащее качество уровень квалификации педагогических кадров, играющих ключевые роли в организации воспитательной работы.
     Сегодня именно от школы зависит, приобретут ли учащиеся навыки самоорганизации, окажутся ли они приспособленными к жизни в обществе. Педагог, владеющий современными воспитательными технологиями, играет в этом самую важную роль.
    Одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие ученического самоуправления.

 

 Сущность и назначение ученического самоуправления

«Жизнь без нашего управления подобна кораблю без штурвала или блужданию в огромном лесу без компаса и карты»
                                                                                                                                      Ф. Карделл (амер. психолог и психотерапевт)
       Одним из прав человека является право на участие в управлении делами государства. Оно означает, что граждане могут выбирать своих представителей в органы власти, а также влиять на власть другими способами: например, направлять предложения, участвовать в референдумах. В свою очередь, и у учащихся есть право на участие в управлении образовательным учреждением, закреплённое Законом «Об образовании». Это право они могут реализовать через систему ученического самоуправления.
Нормативная база - основание для деятельности ученического самоуправления в ОУ.
     

      Ученическое самоуправление - это система, позволяющая ученикам, принимать участие в управлении учебным заведением.
      В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие. Здесь стоит прояснить некоторые моменты.
     Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения.
    Органы самоуправления могут обладать представительными и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам учебной жизни от имени своих «избирателей» - учащихся. Такие органы, соответственно, являются выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то выборность перестаёт быть необходимой. Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев.
     Границы власти органов ученического управления определяются соответствующим локальным актом - Положением об ученическом самоуправлении. Формы этой власти - конкретные органы самоуправления - может выбирать само учебное заведение.
    Можно выделить следующие особенности или характерные черты ученического самоуправления:
      - субъектами ученического самоуправления являются специально создаваемые органы ученического самоуправления, ученические общественные организации;
      - объектами ученического самоуправления являются учащиеся и их коллективы;
     - механизм ученического самоуправления и вся его система функционируют в сфере управления учебным заведением, при постоянном сочетании интересов и запросов субъектов и объектов ученического самоуправления;
    - основой для становления и развития системы ученического самоуправления являются ученические коллективы и активность самих учащихся;
   - каждый участник ученического самоуправления становится носителем не только ряда учебно-воспитательных функций, но и функций управления жизнедеятельностью учебного заведения;
   - интересы и запросы учащихся, их коллективов оказывают непосредственное влияние на формирование органов ученического самоуправления, определение их полномочий и направлений деятельности;
   - для методов деятельности субъектов ученического самоуправления характерны убеждение, воспитание, применение мер моральной и материальной заинтересованности, общественного принуждения.
     При организации деятельности органов самоуправления учащихся целесообразно руководствоваться следующими позициями:
    1. Все, что они могут решать, должно передаваться им с условием, что принимаемые ими решения и осуществляемые действия не будут ущемлять интересы и права других участников учебной жизни.
   2. Каждый орган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями.
   3. Ни один коллектив или объединение в учебном учреждении не вправе диктовать свою волю другим коллективам и объединениям взрослых и детей. Все они призваны взаимодействовать на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления.
   4. Приоритетом пользуются органы самоуправления непосредственной демократии: общие собрания, такие как конференции, советы, перед органами представительной власти.
   5. В каждом учебном заведении действует принятая в соответствии с ее Уставом согласительная система разрешения конфликтов и противоречий между органами самоуправления.
   6. Работники учебного заведения, учащиеся и их родители, их органы самоуправления не могут действовать изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным проблемам.
   7. Органы ученического самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами равноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической целенаправленности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их решение.
       Процесс организации ученического самоуправления должен быть направлен на развитие сознательного, ответственного отношения учащихся к возможностям и перспективам своей учебной, культурно-нравственной самоорганизации и участия в социальном управлении учебным заведением.
       

Приоритетные принципы самоуправления
      При организации самоуправления и реализации программы ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях рекомендуется опираться на следующие приоритетные принципы:
       - принцип гуманизма. Органы ученического самоуправления строят свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности.
      - принцип демократичности. Деятельность органов ученического самоуправления основывается на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, коллегиальности, гласности, постоянном учете общественного мнения.
     - принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу учебного заведения и ее локальным нормативным документам;
     - принцип равноправия. Все участники ученического самоуправления должны иметь равные права субъектов учебной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;
       - принцип выборности. Органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;
      - принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных документах учебного заведения. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом того или иного органа самоуправления;
     - принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива (ассоциации) и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;
     - принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию потребностей и интересов детей, их родителей и педагогов;
     - принцип объединения. Орган ученического самоуправления – это добровольное объединение учащихся с целью совместного решения вопросов по повышению качества учебной жизни. Объединение дает право принимать участие в управлении учебной жизнью города и использовать возможности органа для самореализации и развития.
     - принцип функционального самоопределения. В деятельности органа ученического самоуправления могут принимать участие не только его постоянные члены. Участники деятельности органа ученического самоуправления добровольно определяют степень своего участия.
    - принцип системного взаимодействия. Структуры ученического самоуправления, независимо от их уровня системной организации, наиболее эффективно функционируют при максимальной консолидации и взаимодействии.
    - принцип представительства. Избранные в руководящие органы ученического самоуправления члены органа, выполняя свои функции, действуют от имени, по поручению и в интересах учащихся.
    - принцип самоуправления. Орган ученического самоуправления самостоятельно определяет порядок своего функционирования, за исключением ключевых вопросов жизнедеятельности учащихся, решение по которым принимается совместно с администрацией учебных заведений, а также органами муниципальной власти.
       Перечисленные принципы составляют основу организации самоуправления общеобразовательного учреждения, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.
 
      Прежде чем начать организацию ученического самоуправления важно спроектировать его модель. Модель — некий заменитель реального объекта или явления, сохраняющий важные для исследователя характеристики, признаки и связи феномена, но более удобный, пригодный для практической работы с ним, в частности с точки зрения числа признаков.
Под «моделью» вообще понимается образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия и конструкции, а также устройство, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях.
В широком смысле «модель» — это аналог какого-либо объекта, процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом.
       Что касается ученического самоуправления:
       во-первых, моделирование ученического самоуправления позволяет учесть широкую систему основных факторов и условий, влияющих на ее содержание, уровень развития и структуры;
      во-вторых, представить основные компоненты структуры ученического самоуправления как логически однородные и на основании этого провести их сравнение и анализ;
      в-третьих, выделить внутри основных уровней и компонентов структуры ученического самоуправления отдельные подсистемы, имеющие самостоятельное значение и содержание;
наконец, дает возможности найти основную единицу анализа ученического самоуправления, составляющую его специфику.
         Задача в построении модели школьного ученического самоуправления состоит в том, чтобы все составляющие ее элементы, знаковые образования отражали в максимальной полноте реальную деятельность школьного ученического самоуправления.
       Примеры моделей
       Упражнения, направленные на развитие эффективного взаимодействия в команде
      Технология командообразования
 
  Литература:
1. В. И. Бочкарев. Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001 – 192 с.
2. В. М. Лизинский. Практическое воспитание школе. Часть 1,2. – М., Центр «Педагогический поиск», 2002 – 160 с.
3. А.М.Моисеев. Проблемы и пути совершенствования внутришкольного управления. Пособие для руководителей образовательных учреждений. Тамбов: ТОИПКРО, 2002. - 331 с.
4. Д. В. Рогаткин Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003 – 92 с.
5. М.И.Рожков. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002 – 160 с.
6. Н.Л. Селиванова Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. – М., «Педагогическое общество России», 2001 – 284 с.
7. М.П. Нечаев Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.
8. Г. Н. Никифорова. Программа по воспитательной работе для 10-11-х классов «Будущее в настоящем» // Классный руководитель №3/2002 г.
9. А. Прутченков, Т. Новикова. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист №4/2006 г.
10. Л. Л. Бабенко. С чего начать в общеобразовательном учреждении создание ученического самоуправления. omc. mosuzedu.ru
11. В.И. Бочкарев. Ученическое самоуправление в школе. www.couo.ru.
12. А. Прутченков, И. Калиш, О. Солодова. Коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. www.ug.ru/archive/221
13. А. Прутченков, И. Гребенник. Помочь самоопределению личности, ее самореализации. Правовые основы организации школьного самоуправления. www.ug.ru/archive/538
18. А. Прутченков, Т. Новикова. От моделей Леонардо да Винчи к моделям самоуправления. www.ug.ru/archive/700
19. А. Прутченков, О. Солодова, Н. Акатов. Товарищ, союзник, собеседник. «Школьный совет» - административная модель самоуправления. www.ug.ru/archive/846

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Корсаковка Уссурийского городского округа
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz